|
Согласитесь:
спокойные, тихие и послушные дети пугают! Сразу начинаешь думать:
"Ой, что это с ним не так?" Но нормально ли это, если ребенок
24 часа в сутки скачет по головам своих ошалевших родителей? И где
граница между нормой и "перебором"?
Активный ребенок - это хорошо, это значит, что он, во-первых, здоров
(стал бы больной скакать по диванам!), а во-вторых, имеет в своем
распоряжении вполне адекватных родителей, которые не давят с воспитанием,
этикетом и прочей вредной для детской психики ерундой. Он бегает
и прыгает, ломает и складывает, разбрасывает и собирает, крушит
и строит, а еще дерется, кусается, танцует, поет, кричит - и все
это почти одновременно. Только став мамой такого сокровища, понимаешь
истинный смысл старой доброй присказки: "Какой же ты хороший,
когда спишь!"
Но если это так естественно, почему неврологи в один голос называют
гиперактивность патологией и так и норовят прописать непоседе успокоительные?
Оказывается, есть большая разница между просто активностью и навязчивой
перевозбудимостью.
Тест на гиперактивность
Похоже на детскую игру из серии "Найди 5 отличий"… Итак,
Активный ребенок:
- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает
подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать
- может и книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать.
- Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов.
- Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) -
скорее исключение.
- Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома,
но спокойный - в садике, в гостях у малознакомых людей.
- Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может
и наподдать "коллеге по песочнице", но сам редко провоцирует
скандал.
Гиперактивный ребенок:
- Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать,
то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись
из сил окончательно, плачет и истерит.
- Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает.
Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.
- Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно.
У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные
аллергии не редкость.
- Ребенок - неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на
запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад,
детская площадка) ведет себя одинаково активно.
- Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию - дерется,
кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки,
камни…
Откуда ноги растут?
Главное отличие гиперактивности от просто активного темперамента
в том, что это не черта характера ребенка, а следствие не слишком
гладкого появления на свет и нарушений в грудничковом возрасте.
В группу риска входят детки, родившиеся в результате кесарева сечения,
тяжелых патологических родов, малыши-искусственники, родившиеся
с маленьким весом, недоношенные. Учитывая, что экология и темп современной
жизни сейчас оставляют желать лучшего, неудивительно, почему гиперактивные
дети не редкость, а скорее норма нашей сегодняшней жизни. И стоит
оговориться: не все дети, входящие в группу риска, обязательно являются
гиперактивными! Да и впоследствии, если все "недоразумения"
(беспокойность, истеричность, колики, нарушения сна) не исчезли
до первого дня рождения малыша, то их не поздно привести в норму
после.
Спокойствие, только спокойствие!
Что нужно сделать, чтобы малыш избавился от "излишков"
активности? Создать ему определенные условия жизни. Сюда входит
спокойная психологическая обстановка в семье, четкий режим дня (с
обязательными прогулками на свежем воздухе, где есть возможность
порезвиться на славу). Придется и родителям потрудиться. Если вы
сами - очень эмоциональны и неуравновешенны, постоянно везде опаздываете,
торопитесь, то пора начинать работать над собой. Мы больше не несемся
сломя голову в сад, постоянно поторапливая ребенка, стараемся поменьше
нервничать и пореже менять планы "по ходу дела". Скажите
себе: "Четкий распорядок дня" и постарайтесь сами стать
более организованными.
А также воспользуйся такими советами:
- Малыш не виноват, что он такой "живчик", поэтому бесполезно
его ругать, наказывать, устраивать унизительные молчаливые бойкоты.
Этим вы добьетесь только одного - снижение самооценки у него, чувство
вины, что он "неправильный" и не может угодить маме с
папой.
- Научить ребенка управлять собой - ваша первоочередная задача.
Контролировать свои эмоции ему помогут "агрессивные" игры.
Негативные эмоции есть у каждого, в том числе и у вашего ребенка,
только табу, скажите ему: "Хочешь бить - бей, но не по живым
существам (людям, растениям, животным)". Можно бить палкой
по земле, бросаться камнями там, где нет людей, пинать что-то ногами.
Ему просто необходимо выплескивать энергию наружу, научите его это
делать.
- В воспитании необходимо избегать двух крайностей – проявления
чрезмерной мягкости и предъявления ему повышенных требований. Нельзя
допускать вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила
поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений
следует свести к разумному минимуму.
- Ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести
начатое дело до конца. На примере относительно простых дел нужно
научить правильно распределять силы.
- Необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным
количеством впечатлений (телевизор, компьютер), избегать мест с
повышенным скоплением людей (магазинов, рынков и пр).
- В некоторых случаях излишняя активность и возбудимость могут быть
результатом предъявления ребенку родителями слишком завышенных требований,
которым он по своим природным способностям просто не может соответсвовать,
а также чрезмерного утомления. В этом случае родителям стоит быть
менее требовательными, постараться снизить нагрузку.
- "Движение - это жизнь", недостаток физической активности
может стать причиной повышенной возбудимости. Нельзя сдерживать
естественную потребность ребенка поиграть в шумные игры, порезвиться,
побегать, попрыгать.
- Иногда нарушения поведения могут оказаться реакцией ребенка на
психическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод
родителей, плохое отношение к нему, определение его в несоответствующий
класс школы, конфликт с учителем или родителями.
- Обдумывая рацион ребенка, отдавайте предпочтение правильному питанию,
в котором не будет недостатка витаминов и микроэлементов. Гиперактивному
малышу больше, чем другим деткам необходимо придерживаться золотой
середины в питании: поменьше жареного, острого, соленого, копченого,
побольше вареного, тушеного и свежих овощей и фруктов. Еще одно
правило: если ребенок не хочет есть - не заставляйте его!
- Подготовьте своему непоседе "поле для маневров": активные
виды спорта для него - просто панацея.
- Приучайте малыша к пассивным играм. Мы читаем, а еще рисуем, лепим.
Даже если вашему ребенку трудно усидеть на месте, он часто отвлекается,
следуйте за ним ("Тебе интересно это, давай посмотрим…"),
но после удовлетворения интереса постарайтесь возвратиться с малышом
к предыдущему занятию и довести его до конца.
- Научите малыша расслабляться. Возможно, ваш с ним "рецепт"
обретения внутренней гармонии - это йога. Для кого-то больше подойдут
другие методы релаксации. Хороший психолог подскажет вам, что это
может быть: арттерапия, сказкотерапия или, может, медитация.
- И не забывайте говорить ребенку, как сильно вы его любите.
И все, спросите вы, а как же патологии и отклонения, которыми вас
запугали в кабинете невролога? Риск есть, но успокоительными проблему
не решить. Ведь что делают лекарства? Они подавляют активность ребенка,
как бы тормозят его, но причина-то остается. Гиперактивность - это
не болезнь, это небольшое отклонение от нормы, но при этом и махать
на нее рукой, дескать, само пройдет, тоже не выход. Увы, может и
не пройти. И тогда подросший ребенок начнет испытывать проблемы
в школе, ему трудно будет строить отношения со сверстниками и старшими,
и удержать его под заботливым маминым крылом вряд ли удастся.
2010 г.Портал о здоровье женщин и детей Budy-zdrav
|